Прошлогодние валютные катаклизмы обернулись значительными проблемами для многих бизнесов, но рынок автозапчастей был устойчивее многих. По крайней мере, в интервью TUT.BY региональный директор Bosch Automotive Aftermarket по России, Беларуси и Украине Олег Рябцев жаловаться не стал, поведав про автопредпочтения белорусов, перспективы развития и удивительные очереди белорусского автомаркета.
— Белорусский рынок куда меньше вторых находящихся в вашем ведении — российского и украинского. Довольно часто бываете в Беларуси? — Прошлый раз – семь дней две назад. А за этот месяц – третий раз. Довольно часто бываю.
Беларусь – динамично растущий и серьёзный для нас рынок. Во многих нюансах Беларусь опережает соседние государства. Тут совсем белый бизнес, нет для того чтобы серого рынка, как в некоторых соседних государствах. Тут меньше подделок.
Бизнес тут делать несложнее, правда.
— А как же кризисы? Вначале общемировой, в 2008-2009 годах, позже отечественный, локальный. Что просело? — Просело очень многое.
Но, в принципе, в Беларуси ничего не просело по большому счету.
— Как так? В большинстве случаев в то время, когда у всех не хорошо, в Беларуси все еще хуже. — Хороший вопрос. Еще 2009 год продемонстрировал: кризис — это не хорошо, не легко, нам было нужно без шуток уменьшать затраты. Но однако мы выросли.
Кризис – это время, в то время, когда сильный может стать посильнее. Тогда просело производство машин, и снизился размер поставок автокомпонентов на конвейер. А вдруг сказать об автомаркете, рынке запчастей для машин, то просело все, что связано с дизелем.
Дизель в большинстве государств, а частично и в Беларуси – это коммерческий транспорт. Они во многом зависят от всего бизнеса страны – просел бизнес, меньше стали возить товаров, меньше эксплуатируется грузовик, меньше ремонтируется, меньше запчастей для него продается. Так что сегмент грузовиков в кризис 2009 года пострадал больше всего. Это не только в отечественных государствах, но и в Европе.
Но уже через год мы вышли из кризиса и выросли. Отечественный рост по региону составил 65-70 процентов. Хорошие цифры.
— А в 2011 году в Беларуси? — Мы выросли, – робко радуется Рябцев.
— Но валюты так как в стране полгода не было! — Меня поразило: приехав в Гродно, решили мы взглянуть, как рынок живет, пройти по автомагазинам. А это именно апрель 2011 года. Очередь в автомагазин в Гродно была, как в хлебный в ветхие времена. Либо как за новым iPhone на данный момент.
Я ни при каких обстоятельствах в жизни таковой очереди не видел!
Тут факторов пара. Во-первых, общеизвестный факт: готовясь к увеличению таможенных пошлин, Беларусь ввезла большое количество машин, и их нужно было ремонтировать. Помимо этого, на протяжении любого кризиса запчасти не падают так, как падает вся экономика.
По причине того, что понижающий фактор ("машины продаются меньше") перекрывает то, что люди эксплуатируют ветхие машины, каковые необходимо ремонтировать. Люди вкладывают в ремонт, и это повышающий фактор для отечественного бизнеса. Но нужно подчернуть, что сокращение продаж новых машин имеет отложенный негативный эффект для автомаркета, поскольку новый автомобиль первые два-три года обслуживается на фирменных СТО и не выходит на автомаркет. Так что через три года у нас будет меньше машин в пробеге, в обслуживании. Но имеется еще один фактор – люди начинают уходить с фирменных СТО на более недорогие.
Так что факторов, перекрывающих друг друга, довольно много.
Но цифры посчитать непросто. Конвейер просел на 50%, рынок бэушных машин не уменьшился, и отечественная база для работы осталась прошлой. Наряду с этим часть клиентов из среднего ценового сегмента переместилась в нижний, а кто-то опустился в средний…
— В кризисные времена, в то время, когда понижается платежеспособность, оживляется серый рынок, люди переходят не просто на более недорогие марки, а на контрафакт – как с ним обстоят дела в Беларуси?
— В случае если сказать о дизеле, то тут отыскать замену сложно – субститутов не так много. А вдруг брать высокотехнологичные вещи, то замены довольно часто по большому счету нет. Тут главный фактор – понижение количества перевозок.
Я виделся с начальником транспортной компании (не в Беларуси) – у него 150 грузовиков, 80 из них – стоит. Ясно, что он не будет сходу ремонтировать сломавшуюся машину, а просто поставит ее на стоянку. Но в 2010 году все это накопившееся выстрелило – опять начались перевозки.
Помимо этого, по некоторым автокомпонентам у нас имеется товары различных ценовых категорий. Вот в случае если сказать о свечах, то у нас имеется вся линейка, и у потребителя была возможность перейти со свечей Bosch на свечи ЭЗ, также отечественные, но из нижнего ценового сегмента. Либо дворники — кто-то, кто пользовался бескаркасной щеткой Aerotwin, возвратился к каркасной – она дешевле.
Имеется и психотерапевтический нюанс – набор свечей "Бош" среднего ценового сегмента стоит 4-4,5 американского доллара, (я выучил, что в Беларуси возможно все в долларах вычислять), а ЭЗ – 3-3,5 американского доллара. Отличие маленькая.
— В итоге без шуток поменялась структура спроса? Было нужно ли реализовывать какую-то стабилизиционую стратегию? — В Беларуси у нас совокупность продаж двухступенчатая. Мы не поставляем товары в торговую сеть и СТО, у нас имеется национальные дистрибьюторы, это достаточно узнаваемые в Беларуси имена (не желал бы кого-то выделять)…
— Кстати, никто из них в кризис с рынка не ушел? — Нет, большие игроки все выжили. Кроме того большие западные инвестфонды начали присматриваться к компаниям, занимающимся продажей запчастей. Бизнес данный не приносит большое количество денег, это сверхсложный бизнес, но он и не теряет так много денег, как другие.
— А чем белорусский рынок отличается от русского и украинского? — В первую очередь, предпочтениями водителей. Я не говорю о бренде. Отличительные черты белорусского автомобильного рынка – средневозрастные европейские машины (Беларусь традиционно берет машины в Западной Европе и тащит ко мне), а второе – это бoльшая часть легковых дизельных машин.
Это главные вещи, отражающиеся на отечественном ассортименте.
— А создание Таможенного альянса будет оказывать влияние на структуру спроса? — Рынок России и Беларуси и был довольно прозрачен, легко на данный момент он стал прозрачен официально. Для отечественного бизнеса это плюс. Имеется последовательность нюансов, сложность документооборота, различный НДС – дабы реализовать с русского склада в Беларусь, необходимы дополнительные документы.
Но в целом создание Таможенного альянса – хороший момент.
А уровень стоимостей у нас приблизительно однообразный во всех государствах. Другими словами в регионе СНГ продукция Bosch стоит приблизительно одинаково. Мы не приверженцы того, дабы товар переходил из одной страны в другую.
Необходимо трудиться на своем рынке, обращать внимание на сервисы около себя, а не на огород соседа. Не смотря на то, что психологически мы больше любим то, что за забором. Мы стремимся к тому, дабы cross-border business был не большим, но в случае если белорусский дистрибьютор может лучше обеспечить приграничных клиентов – из-за чего бы нет.
Сейчас у нас в Европе началась диффузия, проникновение дистрибьюторов на соседние рынки, в то время, когда белорусская компания открывает хабы либо компании в Российской Федерации, российские – в Украине и Беларуси. Так что рынок данный лишается границ, делается прозрачным. Сущность отечественной позиции в том, что компании должны соперничать сервисами, а не стоимостями.
— Имеется ли шансы у Беларуси на то, что "Бош" разместит тут собственный производство автокомпонентов, и что для этого необходимо? — Шансы имеется постоянно (улыбается. — Ред.). Это зависит от многих вещей. От наличия в стране автопроизводства и его мощностей, от экономической ситуации, от наличия учебных заведений.
Это матрица, а также не двухмерная – мы сопоставляем большое количество показателей.
В Российской Федерации завод по автомобильному направлению у нас уже имеется. Мы приобрели в 1995 году Энгельсский завод запальных свечей – в том месте производилась марка ЭЗ, которую мы сохранили. А завод сейчас именуется "Роберт Бош Саратов", в том месте производят десятки миллионов свечей, в том числе на конвейер больших мировых производителей машин.
Сравнительно не так давно освоили производство дизельных насосов, планируем в скором будущем открыть завод по производству ABS, стартеров, генераторов.
Сравнительно не так давно мы возили автомобильных журналистов на отечественный головной завод по производству свечей зажигания в Бамберг (Германия. – Ред.), а позже в Саратов.
— Просили отыскать десять отличий? — Как раз! Так и было! Так как довольно часто думают – раз сделало в Российской Федерации либо Китае, значит, не хорошо. Это все ерунда.
Такие стереотипы нужно разламывать – контроль качества у нас везде однообразный.
— Ясно, что в ближайшее время размещать производство в Беларуси Bosch несобирается. А как будет изменяться белорусский рынок автозапчастей? — Во-первых, нам, как и всем трудящимся тут компаниям, хотелось бы осознать, что будет с белорусской валютой.
— Этого и нам весьма бы хотелось! — Сходу говорю – мы строим оптимистичные замыслы. Количества продаж запланированы с большим, двухциферным, приростом. Но теоретически все может измениться, кризис был вызван внутренними обстоятельствами и может повториться. Так что мы весьма пристально смотрим за всеми новостями.
Как в том месте с кредитом ЕврАзЭС?
— Не так долго осталось ждать дадут. — Все, тогда замыслы необходимо увеличивать! (Смеется. — Ред.) Нам принципиально важно, что в Беларуси имеется понятие качества, гарантии. Это один из серьёзных факторов, воздействующих на выбор. Я встречал страны, где гарантия и качество второстепенны.
Им основное – цена.
Не смотря на то, что и нюансов у вас большое количество. И от некоторых ограничений мы продолжительно недоумевали. Были в прошедшем сезоне сложности с приобретением валюты. Но неспешно многие неприятности решены. А для громадного бизнеса самое основное – прозрачность и одни правила для всех. А с позиций прозрачности Беларусь – весьма хорошее государство.
Тут все по-белому, тут ни у кого нет забранного в аренду метра национальной границы (смеется. — Ред.).
A.TUT.BY — продажа и покупка новых и б/у авто в Беларуси. Объявления от частных лиц, предложения автохаусов и официальных дилеров.
В обязательном порядке к прочтению:
- грузовиков и Тысячи фур объезжают пункты сбора платы по деревенским дорогам
- Audi может создать скутер и минивэн
- Jeep возродит модель Grand Wagoneer
- Юрко сновать в потоке: обзор малолитражек на белорусском рынке
- Автоваз выпустил 900-тысячную Lada Priora и не планирует останавливаться
- В Российской Федерации смогут запретить импорт машин из Европы
- Названы претенденты на "Автомобиль года — 2015"
Как получить на нищих и богатых в Российской Федерации. Выбор ценового сегмента — Дмитрий ПОТАПЕНКО
Статьи как раз той тематики,которой Вы интересуетесь:
-
Этапы становления рынка автокомпонентов в Российской Федерации
Рынок автокомпонентов в Российской Федерации, как и вся автомобильная индустрия в целом, прошел путь развития, отличающийся от того пути, каким развивался данный рынок в Западной Европе. Основной…
-
За счет падения курса рубля цены на машины в Российской Федерации стали очень привлекательными — и белорусы торопятся этим воспользоваться. Лайфхак по приобретению подержанного авто в Москве -…
-
Официальный автобизнес Беларуси поставлен на грань выживания, заявил 3 февраля глава Белорусской автомобильной ассоциации (БАА, объединения дилеров автомобилей и импортеров) Сергей…
-
Прошедший год показался белорусским автодилерам не самым нехорошим — не обращая внимания на пара девальвационных волн подряд, таких цен на автомобили, как на данный момент в отечественных автосалонах, не было еще ни при каких обстоятельствах….
-
Президент Беларуси Александр Лукашенко обсудил с премьером Михаилом Мясниковичем и главой Миноблисполкома Семеном Шапиро реализацию инвестпроекта по производству в Борисовском…